В 2013–2014 гг. в рамках проекта по изучению различных этнолокальных групп русских в России и странах
ближнего Зарубежья были проведены полевые исследования среди групп уральцев, живущих в Республике
Каракалпакии в Узбекистане, Джамбульской области в Казахстане, а также в Астраханской и Волгоградской
областях России.
Одной из важнейших задач проекта было рассмотрение процессов социокультурной адаптации подобных групп
в иноэтничной среде и влияния на эти процессы конфессионального фактора. Как история, так и современная
культура уральцев предоставляют для решения такой задачи богатейший материал.
В настоящее время уральцы, расселяющиеся в Каракалпакии и Джамбульской области Казахстана, относятся
к так называемым часовенным беспоповского направления. В Астраханской и Волгоградской области есть
еще общины поповского белокриницкого согласия, состоящие из уральцев, уехавших из Средней Азии еще в
1980-е годы
Переход из одного согласия в другое хоть и считается нежелательным, на практике случается нередко, прежде
всего, из-за узости круга брачных связей. Многое зависит и от степени организованности самих общин,
возможности проведения богослужений, наличия авторитетных лидеров. Так, в г. Калач-на-Дону часовенные,
оказавшись в меньшинстве и без наставников, постепенно переходят в белокриницкую церковь. А в с. Икряном
существуют две часовенных общины (или «собора», как их называют сами уральцы), образованные, с одной
стороны, по земляческому принципу («джамбульские» / «кызылординские и казалинские»), с другой –
различающиеся по некоторым догматическим вопросам:
«Джамбульские нас не воспринимают <…> Третий чин они какой-то вычитывают, мы и не слышали о таком»
(ПМА 5: Г.А.Ф.).
Два собора и в г. Таразе, основным предметом полемики между ними является отношение к
«обмирщенным» единоверцам, т.е. тем, кто нарушил старооб рядческие нормы или тесно общался с
представителями другой веры (см. об этом: Агеева, Данилко 2016: 12).
В целом, как из рассказов
информаторов, так и из личного опыта общения, большей замкнутостью и строгостью в соблюдении
старообрядческих норм отличается группа уральцев, расселявшихся в Казахстане вокруг озера Беликуль, в
ставшей своего рода легендой Канцевке. Даже в 1990-е годы среднее и старшее поколение жителей Канцевки
не пользовались техническими приспособлениями, не получали официальных документов и государственных
пособий, предпочитая жить на доходы от своего хозяйства и ловли рыбы, многие семьи не отдавали своих
детей в школу и т.п.
Подобный образ жизни старики, которых осталось уже всего несколько человек, продолжают вести и после
переезда в Россию, поселившись отдельно от «обмирщенной» молодежи в д. Боркино.
Однако, как в современных условиях, так и в ХIХ в., когда высланные из родных мест уральцы оказались
в полиэтничном окружении, выполнение ими всех деклари руемых социально-культурных норм вряд ли было
и остается возможнымв старообрядческой среде были выработаны довольно гибкие способы урегулирования
противоречий между каноном и бытовой практикой, когда выполнение основных норм практикуется не всем
коллективом, а лишь небольшой частью его членов, добровольно взявших на себя ответственность за
сохранение традиции и ограничивших внешние контакты.
Для этой группы людей уральцы используют термин «соборные». Соборные совершают предписанный каноном
ежедневный цикл молитв, строго соблюдают посты, посещают все общественные богослужения, следят за
своим внешним обликом и поведением. Переход в эту категорию, возможный для каждого члена общины,
производится, как уже было сказано, людьми не участвующими в разнообразной общественной деятельности.
Людей особо строго соблюдающих правила называют также «крепковерами» или «крутоверами».
Полиэтничное
окружение и активные контакты с другими народами не могли не найти отражения и в языке уральцев. Об этом,
резюмируя результаты своих исследований в Каркалпакии, очень эмоционально писала Е.Э. Бломквист:
«Материал, кратко суммируя, такой: самый интересный, с моей точки зрения, по языку…, особенно фонетика
и лексика, целый ряд интереснейших особенностей, взаимоотно-
шения с тюркскими языками; по морфологии мало, основное – отсутствие среднего рода (заменён мужским)
и отдельные случаи мены падежей. Но лексика и изменение семантики по сравнению с общерусским
литературным языком – упоительны» (Твои письма
2013: 254). Многочисленные заимствования органично вплетены в речь современных уральцев, адаптированные
в языковой процесс они давно не воспринимаются как элементы чужих языков, превратившись в
диалектические особенности, характеризующие специфический «уральский» говор:
каймак – сметана,
кара чай – черный чай,
баклашки – мешки и т.д.
По материалам 1930-х годов каракалпакские уральцы свободно владели языками соседей, жившие в низовьях
Амударьи – каракалпакским и казахским, в окрестностях Турткуля – преимущественно узбекским
https://www.academia.edu/33645949/%D0%A1%D0%A2%D0%90%D0%A0%D0%9E%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%AF%D0%94%D0%A6%D0%AB_%D0%A3%D0%A0%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%A6%D0%AB_%D0%92_%D0%A1%D0%A0%D0%95%D0%94%D0%9D%D0%95%D0%99_%D0%90%D0%97%D0%98%D0%98_%D0%98_%D0%9A%D0%90%D0%97%D0%90%D0%A5%D0%A1%D0%A2%D0%90%D0%9D%D0%95_%D0%92%D0%97%D0%90%D0%98%D0%9C%D0%9E%D0%9E%D0%A2%D0%9D%D0%9E%D0%A8%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%AF_%D0%A1_%D0%A1%D0%9E%D0%A1%D0%95%D0%94%D0%AF%D0%9C%D0%98_%D0%98_%D0%A1%D0%9E%D0%A6%D0%98%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E_%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%A3%D0%A0%D0%9D%D0%90%D0%AF_%D0%90%D0%94%D0%90%D0%9F%D0%A2%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF Старообрядцы-уральцы в Средней Азии и Казахстане Данилко Е.С.