vl-vl пишет:
цитата: |
Также в Сети встречался сборник казачьих песен, собранный Железновым В.Ф. и его супругой |
|
Вот очень интересная статья об одной из первых русских женщин-композиторов Александре Владимировне Железновой.
Забытый композитор Всеволод ОСЕЧКИН
В истории отечественной и мировой культуры нередко случалось так, что многие ее деятели в силу объективных обстоятельств оказывались незаслуженно забытыми. К ним вполне можно отнести и одну из первых русских женщин-композиторов Александру Железнову.
Из древнего шведского рода Композитор Александра Васильевна Железнова, 1905 г. Из архива дочери композитора К. В. Железновой-Осечкиной.Александра Владимировна прожила творчески богатую, но полную драматических потрясений жизнь. Ее творческая активность резко снизилась в связи с Октябрьским переворотом 1917 года, что явилось главной, но не единственной причиной безвестности музыкального наследия Железновой не только среди любителей музыки, но и среди специалистов. Другая причина вполне банальная – леность музыковедов, их нежелание копаться в архивах и более глубоко работать с первоисточниками.
Александра Железнова происходила из старинного шведского аристократического рода Армфельтов, пустившего генеалогические корни в России в первой четверти XVIII века. Все представители рода состояли в России на государственной службе. Наиболее известен прапрапрадед Железновой – губернатор Финляндии (в составе Российской империи) барон Густав Мауриц Армфельт, вместе с Александром I участвовавший в разработке конституции Финляндии и за заслуги перед Россией в 1812 году возведенный в графское достоинство...
Родилась Александра Железнова в Або (ныне Турку) в 1870 году (по финским источникам – в 1867 году). Ее отец, граф Владимир Армфельт, был губернатором Финляндии, затем после переезда в Петербург – министром по делам Финляндии при Александре II и при Александре III, а при Николае II возглавлял хозяйственное управление Императорского двора. Мать, баронесса Александра Юльевна Бильдерлинг, была фрейлиной государыни Александры Федоровны. (Кстати, сама Александра Владимировна, когда ей исполнилось 16 лет, так же, как и ее мать, стала фрейлиной.)
Александра получила прекрасное домашнее образование: изучала искусство, рисовала карандашом и кистью, писала стихи (в домашнем альбоме свои стихи она в шутку подписывала «Рукополева» – это буквальный перевод со шведского фамилии Армфельт). К музыке Александру приобщила ее мать. В доме появились знаменитые профессора Петербургской консерватории Карл Чейзе и Франц Черни, которые занялись серьезным музыкальным образованием девушки.
Сочинять музыку она начала рано, хотя родители и близкие люди об этом долго не знали. Уже будучи композитором, продолжала учиться: брала уроки музыки у Антона Рубинштейна, который всюду представлял ее как любимую ученицу. Толчком к началу публикаций явился, как это бывает часто, счастливый случай. Лето 1893 года семейство Армфельтов проводило по обыкновению на даче в Петергофе. Сюда же приехал на отдых из Москвы музыкальный издатель Петр Юргенсон. Однажды, находясь у них в гостях, он услышал, как в гостиной кто-то играет на фортепиано. За роялем находилась юная Александра, она исполняла ее любимого Шопена. Но вот прозвучала какая-то неизвестная Юргенсону мелодия. «А этой мелодии я не знаю! Кто ее автор?» – спросил Петр Иванович. Александра растерялась, покраснела и смущенно ответила: «Я – автор этой пьесы!». Издатель тут же в гостиной попросил у нее рукопись и пообещал опубликовать ее в Москве.
Свое обещание Юргенсон выполнил. Первое произведение юного композитора вышло в свет в 1894 году. На титульном листе нот значилось: «Этюд. Опус № 1. Пьеса для фортепиано графини Александры Армфельт». В первый и последний раз Александра подписала свое произведение девичьей фамилией...
Младший член «Могучей кучки» Уже первая публикация принесла известность. Рубинштейн ввел Александру в круг своих друзей-единомышленников, среди которых были М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, Н. А. Римский-Корсаков – члены знаменитой «Могучей кучки», недаром впоследствии Александра Владимировна в шутку называла себя ее младшим членом.
Оказавшись в среде выдающихся деятелей музыкальной культуры, Александра быстро с ними сблизилась. Особенно большое творческое влияние на ее становление как композитора оказал Милий Балакирев – она посвятила ему несколько романсов и до конца своих дней с теплотой его вспоминала. Балакирев представил девушку петербургскому музыкальному издателю Юлию Генриху Циммерману, с издательством которого была связана практически вся ее дальнейшая творческая деятельность.
C 1895 года музыкальное сочинительство пришлось совмещать с семейными хлопотами: Александра вышла замуж за офицера лейб-гвардии Сводного казачьего полка Владимира Феофилактовича Железнова. Молодых людей связывала не только взаимная любовь, но и общие творческие интересы. Железнов был всесторонне образованным человеком: писал научные статьи по военной истории, играл на всех струнных русских народных инструментах. Балакирев и Римский-Корсаков, узнав, что Владимир Железнов был уральским казаком, предложили молодым супругам поехать на Урал и попытаться записать старинные казачьи песни, уже тогда исчезавшие с уходом стариков.
Летом 1896 и 1897 годов чета Железновых побывала на Урале, в результате этой трудоемкой работы появился имевший большой успех сборник «Песни уральских казаков’’, вышедший в свет в Петербурге в 1900 году. На титуле сборника значились оба автора-составителя – Александра и Владимир Железновы. Отныне Александра стала публиковать свои произведения под фамилией мужа.
К моменту выхода в свет сборника у Александры Владимировны было уже пять детей. В 1903 году родился шестой ребенок (и последний) – дочь Ксения (моя мама). Семейных забот было невпроворот. Однако она по-прежнему полна творческих сил и много работает.
В 1903 – 1914 годах Александра Железнова создает целый цикл романсов: «Ручьи сливаются с рекой» (на стихи Шелли; посвящен мужу), «Звезды» (на стихи А. Фета), «Сирень распустилась у двери твоей» (стихи К. Р. – великого князя Константина Романова; посвящен композитору М. Балакиреву), «Я б тебя поцеловала» (стихи А. Майкова). Александра Владимировна пишет романсы и на собственные стихи – «Люби меня», «Как безумно еще до сих пор» (посвящен знаменитому певцу Н. Фигнеру) и другие. Все романсы вышли в издательстве Циммермана и вскоре были переизданы. Неизменный успех также имели пьесы для виолончели, скрипки, фортепиано.
Когда началась Первая мировая война, Владимир Железнов уезжает на Западный фронт. Вскоре самовольно покидают кадетские корпуса сыновья Железновых Борис, Вячеслав и Игорь – они бегут на фронт к отцу. В 1916 году умирает мать Александры Владимировны. Несмотря ни на что, Александра Железнова в годы войны продолжает заниматься творчеством. Пишет «Элегию» для виолончели и фортепиано, посвященную брату Александру, «Песню без слов» для скрипки и фортепиано, «Меланхолическую мазурку» и др.
«Хождение по мукам» Во время Гражданской войны огромное горе обрушилось на Александру Владимировну: в рядах Белой гвардии погибает ее муж, вместе с ним погибли все их сыновья. Из детей остались дочери Людмила и Ксения. Творчество Александры Железновой теперь никому не было нужно, да и она сама никому, кроме своих детей, была не нужна. Композитор Александр Глазунов, с которым ее связывала многолетняя творческая дружба, неоднократно предлагал эмигрировать. Александра Владимировна постоянно отказывалась – она не видела себя вне России. К тому же она все еще надеялась, что муж и сыновья живы.
Новую власть она почувствовала уже в конце 1917 года – ее с детьми выселили из квартиры на Конногвардейском бульваре, 15. Начались скитания. Александра Владимировна временно (по три-четыре месяца) жила в разных квартирах, при условии что она будет заниматься музыкой с детьми «новых хозяев жизни». Приходилось соглашаться – другого выхода не было.
Период 1918 – 1933 годов был тяжелейшим в жизни: постоянный поиск хоть какой-нибудь работы, хроническое недоедание, периодические стрессы из-за тяжелых условий жизни. Все это не могло не сказаться: 6 марта 1933 года Александра Владимировна скончалась. Похоронили ее на Большеохтинском кладбище на Петербургской дорожке недалеко от церкви. В последний путь ее провожали многочисленные ученики.
У Александры Владимировны были два брата – Александр и Николай. В 1918 году они эмигрировали. Судьбы их автору этих строк неизвестны.
Большая часть творческого наследия Железновой погибла во время блокады. Все оставшееся состояло из разрозненных листов и даже отдельных кусочков нот. Постепенно, год за годом, в течение более тридцати лет (1961 – 1993) дочь композитора Ксения Владимировна Железнова собирала по кусочкам листы нот, нанимала нотного переписчика и заказывала несчетное количество фотокопий. Эта грандиозная, кропотливая, трудоемкая работа делалась с одной-единственной целью – чтобы музыка быстрее вышла из забвения...
Мама мечтала увидеть своими глазами опубликованный сборник произведений. Первым, кто заинтересовался произведениями Железновой, был знаменитый коллекционер музыкальных звукозаписей Ю. Б. Перепелкин. Он организовал концерт из произведений на квартире Ксении Владимировны. Его звукозапись Юрий Борисович 11 ноября 1966 года повторил у себя дома на знаменитых «перепелкинских средах». Этот концерт был, по существу, первым в советское время полуофициальным признанием творчества А. В. Железновой.
Но по-настоящему ее наследие вернулось только в последние годы. В 2008 году на концерте в Центральном доме литераторов в Москве целое отделение было посвящено памяти А. В. Железновой. К сожалению, в Петербурге концертов ее памяти подобного масштаба до сих пор не было. Хочется надеяться, что музыка Александры Владимировны все же зазвучит на большой сцене нашего любимого города.
Источник: Санкт-Петербургские ведомости. Выпуск № 165 от 31.08.2012.