Ярославский музей-заповедник
319 (40). Архив архиепископа Нила (Исаковича). Материалы, собранные в Сибири 1840–1860-е гг., скоропись, 287 л.,
Секретное доношение архиеп. Нилу от благочинного Нерчинского завода от 9.07.1852
о противоправительственных выступлениях донинских казаков, потомков ссыльных пугачевцев с Яика
(л. 70–73)
Лист 70
Высокопреосвященнейший Владыко!
К оффициальному рапорту Вашему Высокопреосвященству, относительно Донинских единоверцев, с глубочайшею покорностию приемлю приложить неоффициальныя сведения:
По должности Благочинного Донинской единоверческой церкви, имея непосредственным отношения с единоверцами уже более четырех лет и близко ознакомясь с ними, я дошел до заключения, что сии потомки ссыльных из Пугачевского бунта с Урала
/ или, как они говорят с Яика и потому называют себя яицкими / по характеру и склонностям не рознятся от своих предков. С переименованием в прошлом 1851 году заводских
Лист 70 об.
крестьян в казаки, наши Православные безропотно и безусловно покорились воле и распоряжениям Правительства:
напротив в Донинских единоверцах обнаружился дух противления. Один из них дошел до такой безумной дерзости, что осмелился сорвать эполеты с бригадного Командира Полковника Соллогуба за то, что сей, при виде его и прочих единоверцев, наказывал его товарища - единоверца же за грубости и небритие бороды; а другой мальчишка лет 20 - ти упорствует, не хочет служить, одеться в казачий чикмень, ругает Государя, Правительство и все власти. Первый из них за дерзкий поступок, по конфирмации Г. Военного Губернатора и Наказного Атамана, прогнат сквозь строй шпицрутенами чрез 3 тысячи человек
Лист 71
и после экзекуции жил не более двух часов, а последний содержится еще под арестом.
2.
Поступки сии ясно доказывают, какой мятежный дух кроется в большинстве донинских единоверцев; но проявление оного в больших размерах удерживается лишь за малочисленностии их в сравнении с Православными. А когда дана будет единоверцам церковь и священник не отберётся: то гнездо раскола, прикрывающагося единоверием, распространится и получит большее развитие. Тогда и те 20 семей, которые обратились в Православие и дали подписки, снова совратятся, подстрекаемые своими собратиями и в особенности учителями...
Лист 71 об.
...
3. Г. Генерал Губернатор дозволил носить и не брить бороды и тем козакам из единоверцев, кои поступили на полевую и фрунтовую службу, однако с тем условием, что они останутся навсегда рядовыми и не будут получать повышений и производства, пока не обреют бород. Услышав это некоторые из единоверцев произвольно обрели бороды.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
https://predistoria.org/forums/index.php?topic=113.msg8441;topicseen#msg8441 Очень интересный отчет графа Муравьева-Амурского за 1851 год перед государем-императором о первых шагах ЗКВ:
]Барсуков И.П., Граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский по его письмам, официальным документам, рассказам современников и печатным источника. Том 2, стр.97-104
35. Его Императорскому Величеству всеподданнейший рапортъ. (1852 г., 17-го сентября. Иркутскъ.)
Ha подлинномъ собственною Его Императорскаго Величества рукою написано: (Желательно, чтобы было какъ описано: тогда можно быть довольному. Переговоримъ).
Представивъ Вашему Императорскому Величеству всеподданнейшій отчетъ мой за 1851 годъ, я считаю долгомъ вместе съ темъ повергнуть на Высочайшее Ваше воззреніе и о томъ, чтб найдено мною при личныхъ моихъ обозреніяхъ и смотрахъ въ теченіе нынешняго уже года.
...
батальонъ № 1-й (въ с. Донинскомъ) былъ весь въ форменныхъ шапкахъ. Bo всехъ батальонахъ устроены лагерные бараки по данному имъ плану, частію деревянные, частію плетеные. Батальоны были безъ ружей, потому что отправленное для нихъ оружіе только нынешнимъ летомъ перевозилось изъ Иркутска въ Читу; но въ бригадныхъ штабахъ, при встрече моей, были почетные караулы съ ружьями въ полной одежде, для батальоновъ сихъ установленной, и караулы сіи делали: на караулъ, на плечо и къ ноге порядочно, маршировали хорошо.
Ныне вторично въ каждомъ батальоне я самъ объявлялъ казакамъ о Высочайшей Вашей милости, имъ оказанной перечисленіемъ ихъ въ это сословіе изъ горнозаводскихъ крестьянъ, и они отвечали мне громкою и единогласною благодарностію, а также громко и единогласно изъявляли готовность служить хорошо. Вообще ихъ осанка, движеніе, строй и все ответы на мои вопросы и приветствія заставляли меня невольно забывать, что эти люди — крестьяне, только-что собранные изъ своихъ избъ и изъ-за сохи, и думать, что нахожусь предъ старымъ войскомъ.
https://predistoria.org/forums/index.php?topic=113.msg8441;topicseen#msg8441 Продолжение.
...
He могу здесь умолчать предъ Вашимъ Императорскнмъ Величествомъ и о непріятныхъ случаяхъ, сопровождавшихъ формированіе 1-го пешаго батальона: тамъ находится до 70-ти семействъ раскольниковъ, потомковъ сосланныхъ еще за Пугачевскій бунтъ; изъ нихъ одинъ казакъ, Овчинниковъ, призванный для взысканія въ Бригадную Канцелярію, дерзнулъ поднять руку на бригаднаго командира и схватилъ его за эполеты; за преступленіе это онъ. по конфирмаціи наказного атамана, прогнанъ сквозь строй чрезъ тысячу человекъ три раза и наказанія этого не перенесъ; строгій примеръ этотъ былъ для упорныхъ, хотя немногочисленныхъ, раскольниковъ необходимъ; другой казакъ изъ раскольниковъ, въ то же время, отказываясь отъ принятія военной одежды, осмелился дерзко выразиться о Высочайшей Особе Вашего Величества; и, наконецъ, третій, также изъ раскольниковъ, показалъ на смотру при мне уже упорное одобреніе действій первыхъ двухъ и просилъ перевода изъ своего места къ другимъ раскольникамъ; я обоихъ ихъ перевелъ въ Якутскій казачій полкъ. Впрочемъ поставляю себе долгомъ къ этому присовокупить, что большая часть изъ вышеозначенныхъ раскольниковъ исполняютъ свои обязанности усердно: если же по сведеніямъ, которыя мне будутъ представлены своевременно, я увижу надобность удалить некоторыхъ упорнейшихъ, то, по примеру двухъ последнихъ, переведу ихъ въ другіе казачьи полки Восточной Сибири.