On-line: гостей 2. Всего: 2 [подробнее..]
Уважаемые господа! 1. На форуме обязательна регистрация. Для этого необходимо указать не только Ваше имя, пароль, но так же поставить галочку в окне «зарегистрироваться». В противном случае Ваше сообщение будет удалено. 2. На форуме установлен «красный» уровень защиты. Поэтому каждый новый участник и его сообщение проверяется администрацией (см. тему «На форуме зарегистрирован новый участник»). 3. Если Вас интересует список тем с новыми ответами, Вам следует перейти по ссылке «выбрать темы с новыми ответами», которая находится справа, над общей таблицей тем. 4. Если Вы хотите получить информацию о своих пращурах, ОТКРЫВАЙТЕ темы с интересующими Вас вопросами в разделе «Ищу человека». Не загромождайте другие, не менее интересные, темы! Хочу напомнить, что сайт с удовольствием выложит материалы согласно своей тематике из публикаций в Вашей местной периодической печати.

Внимание! Использование сообщений участников форума без ссылки на форум запрещено в соответствии с Федеральным законом РФ от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ «Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая», а также в соответствии с Законом РК от 10 июня 1996 года № 6-I «Об авторском праве и смежных правах» (см. тему «Федеральный закон от 18 декабря 2006 г...»).

АвторСообщение
постоянный участник


Сообщение: 262
Зарегистрирован: 27.07.12
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.10.22 14:35. Заголовок: Уральцы Нижнего Поволжья


В 2013–2014 гг. в рамках проекта по изучению различных этнолокальных групп русских в России и странах
ближнего Зарубежья были проведены полевые исследования среди групп уральцев, живущих в Республике
Каракалпакии в Узбекистане, Джамбульской области в Казахстане, а также в Астраханской и Волгоградской
областях России.
Одной из важнейших задач проекта было рассмотрение процессов социокультурной адаптации подобных групп
в иноэтничной среде и влияния на эти процессы конфессионального фактора. Как история, так и современная
культура уральцев предоставляют для решения такой задачи богатейший материал.


В настоящее время уральцы, расселяющиеся в Каракалпакии и Джамбульской области Казахстана, относятся
к так называемым часовенным беспоповского направления. В Астраханской и Волгоградской области есть
еще общины поповского белокриницкого согласия, состоящие из уральцев, уехавших из Средней Азии еще в
1980-е годы
Переход из одного согласия в другое хоть и считается нежелательным, на практике случается нередко, прежде
всего, из-за узости круга брачных связей. Многое зависит и от степени организованности самих общин,
возможности проведения богослужений, наличия авторитетных лидеров. Так, в г. Калач-на-Дону часовенные,
оказавшись в меньшинстве и без наставников, постепенно переходят в белокриницкую церковь. А в с. Икряном
существуют две часовенных общины (или «собора», как их называют сами уральцы), образованные, с одной
стороны, по земляческому принципу («джамбульские» / «кызылординские и казалинские»), с другой –
различающиеся по некоторым догматическим вопросам:
«Джамбульские нас не воспринимают <…> Третий чин они какой-то вычитывают, мы и не слышали о таком»
(ПМА 5: Г.А.Ф.).

Два собора и в г. Таразе, основным предметом полемики между ними является отношение к
«обмирщенным» единоверцам, т.е. тем, кто нарушил старооб рядческие нормы или тесно общался с
представителями другой веры (см. об этом: Агеева, Данилко 2016: 12).
В целом, как из рассказов
информаторов, так и из личного опыта общения, большей замкнутостью и строгостью в соблюдении
старообрядческих норм отличается группа уральцев, расселявшихся в Казахстане вокруг озера Беликуль, в
ставшей своего рода легендой Канцевке. Даже в 1990-е годы среднее и старшее поколение жителей Канцевки
не пользовались техническими приспособлениями, не получали официальных документов и государственных
пособий, предпочитая жить на доходы от своего хозяйства и ловли рыбы, многие семьи не отдавали своих
детей в школу и т.п.

Подобный образ жизни старики, которых осталось уже всего несколько человек, продолжают вести и после
переезда в Россию, поселившись отдельно от «обмирщенной» молодежи в д. Боркино.

Однако, как в современных условиях, так и в ХIХ в., когда высланные из родных мест уральцы оказались
в полиэтничном окружении, выполнение ими всех деклари руемых социально-культурных норм вряд ли было
и остается возможнымв старообрядческой среде были выработаны довольно гибкие способы урегулирования
противоречий между каноном и бытовой практикой, когда выполнение основных норм практикуется не всем
коллективом, а лишь небольшой частью его членов, добровольно взявших на себя ответственность за
сохранение традиции и ограничивших внешние контакты.

Для этой группы людей уральцы используют термин «соборные». Соборные совершают предписанный каноном
ежедневный цикл молитв, строго соблюдают посты, посещают все общественные богослужения, следят за
своим внешним обликом и поведением. Переход в эту категорию, возможный для каждого члена общины,
производится, как уже было сказано, людьми не участвующими в разнообразной общественной деятельности.
Людей особо строго соблюдающих правила называют также «крепковерами» или «крутоверами».

Полиэтничное
окружение и активные контакты с другими народами не могли не найти отражения и в языке уральцев. Об этом,
резюмируя результаты своих исследований в Каркалпакии, очень эмоционально писала Е.Э. Бломквист:
«Материал, кратко суммируя, такой: самый интересный, с моей точки зрения, по языку…, особенно фонетика
и лексика, целый ряд интереснейших особенностей, взаимоотно-
шения с тюркскими языками; по морфологии мало, основное – отсутствие среднего рода (заменён мужским)
и отдельные случаи мены падежей. Но лексика и изменение семантики по сравнению с общерусским
литературным языком – упоительны» (Твои письма
2013: 254). Многочисленные заимствования органично вплетены в речь современных уральцев, адаптированные
в языковой процесс они давно не воспринимаются как элементы чужих языков, превратившись в
диалектические особенности, характеризующие специфический «уральский» говор:
каймак – сметана,
кара чай – черный чай,
баклашки – мешки и т.д.
По материалам 1930-х годов каракалпакские уральцы свободно владели языками соседей, жившие в низовьях
Амударьи – каракалпакским и казахским, в окрестностях Турткуля – преимущественно узбекским
https://www.academia.edu/33645949/%D0%A1%D0%A2%D0%90%D0%A0%D0%9E%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%AF%D0%94%D0%A6%D0%AB_%D0%A3%D0%A0%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%A6%D0%AB_%D0%92_%D0%A1%D0%A0%D0%95%D0%94%D0%9D%D0%95%D0%99_%D0%90%D0%97%D0%98%D0%98_%D0%98_%D0%9A%D0%90%D0%97%D0%90%D0%A5%D0%A1%D0%A2%D0%90%D0%9D%D0%95_%D0%92%D0%97%D0%90%D0%98%D0%9C%D0%9E%D0%9E%D0%A2%D0%9D%D0%9E%D0%A8%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%AF_%D0%A1_%D0%A1%D0%9E%D0%A1%D0%95%D0%94%D0%AF%D0%9C%D0%98_%D0%98_%D0%A1%D0%9E%D0%A6%D0%98%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E_%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%A3%D0%A0%D0%9D%D0%90%D0%AF_%D0%90%D0%94%D0%90%D0%9F%D0%A2%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF

Старообрядцы-уральцы в Средней Азии и Казахстане Данилко Е.С.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 79 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]


постоянный участник


Сообщение: 274
Зарегистрирован: 27.07.12
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.10.22 16:09. Заголовок: Калёновец пишет: на..


Калёновец пишет:

 цитата:
на новом Уральском погосте, мне доводилось видеть могильные кресты с прибитым силуэтом голубя.



не видел.... на свистуне?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 275
Зарегистрирован: 27.07.12
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.10.22 16:18. Заголовок: Куренской пишет: А ..


Куренской пишет:

 цитата:
А раньше были другие изображения на восьмиконечных крестах?



с нерукотворным Спасом.

Часовенные отличаются не столько бытовыми моментами, о которых Вы говорите, они есть догматически поповцы, у которых не стало попа.

Их служба - как у поповцев в отсутствии священника.

Кстати у Данилко уникальное свидетельство о наличии у уходцев сейчас запасных даров. Это большая редкость, в Сибири только при смерти причащают и при постриге монашеском.
Интересно, во всех ли общинах они есть.

О никудышниках - встречал мнение, что так именовали спасовцев.
Они происхождение имеют отличное от часовеных, но общее - не перекрещивают приходящих другой веры.
Попов у них своих не было, но часть их крестилась у церковных попов.

Поморцы и федосеевцы - перекрещенцы и попов не имели с начала 18 столетия, дары исчезли чуть позже.

Они перекрещивают часовенов и спасовцев.

А кто такие благословенцы так и не ясно.

Разновидность спасовцев?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 3149
Зарегистрирован: 04.10.15
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.10.22 16:27. Заголовок: михалычъ пишет: не ..


михалычъ пишет:

 цитата:
не видел.... на свистуне?


Да! Запомнился неокрашенный покосившийся крест и силуэт летящего голубя, прибитый к кресту.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 276
Зарегистрирован: 27.07.12
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.22 13:42. Заголовок: о вот еще давеча вст..


о вот еще давеча встретил католические (или лютеранские) могилы со старообрядческой крышечкой

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 3155
Зарегистрирован: 04.10.15
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.22 15:02. Заголовок: михалычъ пишет: мог..


михалычъ пишет:

 цитата:
могилы со старообрядческой крышечкой


В Подмосковье, недалеко от Орехово - Зуева есть кладбище старообрядцев Рогожского согласия,
там все кресты с крышечками. Могилы хорошо ухожены, на Радоницу много народа было.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 3156
Зарегистрирован: 04.10.15
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.22 15:05. Заголовок: михалычъ пишет: о в..


михалычъ пишет:

 цитата:
о вот еще давеча встретил католические (или лютеранские) могилы со старообрядческой крышечкой



Где это место? По каким признакам определили, что могилы лютеранские?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 279
Зарегистрирован: 27.07.12
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.22 16:19. Заголовок: в Щапово. Вероятно в..


в Щапово. Вероятно все же католики.

Немецкие фамилии. И крест четырехконечный. Три таких могилы, а много и с нашим крестом без крышечки - уже новые.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 3157
Зарегистрирован: 04.10.15
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.22 17:07. Заголовок: михалычъ пишет: Нем..


михалычъ пишет:

 цитата:
Немецкие фамилии. И крест четырехконечный. Три таких могилы,


Возможно, это могилы поволжских немцев. У них были группы с отличной от лютеранской и католической религии.
Что - то типа наших "раскольников". В интернете можно посмотреть подробнее.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 3158
Зарегистрирован: 04.10.15
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.22 19:34. Заголовок: Калёновец пишет: В ..


Калёновец пишет:

 цитата:
В интернете можно посмотреть подробнее.


Меннониты.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 280
Зарегистрирован: 27.07.12
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.22 02:58. Заголовок: https://wolgadeutsch..


https://wolgadeutsche.net/necropolis/

вряд ли у меннонитов такой крест.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 3159
Зарегистрирован: 04.10.15
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.22 10:55. Заголовок: михалычъ пишет: вря..


михалычъ пишет:

 цитата:
вряд ли у меннонитов такой крест.


В статье написано, что у католиков крест треугольником.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 281
Зарегистрирован: 27.07.12
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.22 16:19. Заголовок: михалычъ пишет: Дан..


михалычъ пишет:

 цитата:
Данилко Е.С.



оказывается и в Уральске она была

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 282
Зарегистрирован: 27.07.12
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.22 16:52. Заголовок: https://i.postimg.cc..




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 3164
Зарегистрирован: 04.10.15
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.22 16:00. Заголовок: Калёновец пишет: &#..


Калёновец пишет:

 цитата:
"В первую партию вошли наиболее уважаемые казаки, которых лишили всех заслуженных прав и привилегий.
В их числе, например, уральцы по фамилии Винтовкины, потомки которых до сих пор живут в Каракалпакии.
Винтовкины - это известный род "крепких" старообрядцев, по - местному "крутоверов" (с. 6).


В теме "Уходцы" (продолжение) нашёл в числе ссыльных в Туркестанский край:
Винтовкин Иван Филиппович, Круглоозерновская ст.
Ветвь Винтовкиных по линии Филиппа Андреевича обрывается на его отце Андрее.
Дальше вглубь отследить не получается, т. к. в переписи 1773 г. Андрея Винтовкина нет.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 283
Зарегистрирован: 27.07.12
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.22 16:10. Заголовок: откуда такая фамилия..


откуда такая фамилия? вродк ж винтовок тогда не было?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 3165
Зарегистрирован: 04.10.15
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.22 17:56. Заголовок: михалычъ пишет: отк..


михалычъ пишет:

 цитата:
откуда такая фамилия? вродк ж винтовок тогда не было?



Впервые появилась в переписи 1765/1773 гг.:
л. 44об - 45 Винтовкин Стефан Федорович, возраст 46/53
у него сын Григорий - 3/10

В переписи 1723 года есть малолетний Степан Федоров.
Вероятно, фамилию Винтовкин получил после переписи 1723 г.
Значит, винтовки тогда были на вооружении у казаков.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 6078
Зарегистрирован: 29.12.08
Репутация: 21
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.22 20:12. Заголовок: Калёновец пишет: Зн..


Калёновец пишет:

 цитата:
Значит, винтовки тогда были на вооружении у казаков.



Вот что пишет Википедия.
"Само же слово «винтовка» известно, по крайней мере, с 1661 года и использовалось весь XVIII век.".
Так что казаки были знакомы с этим оружием.

СЛАВА РОССИИ! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 11
Зарегистрирован: 15.03.21
Откуда: Казахстан, Уральск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.22 20:41. Заголовок: Как выяснилось этот ..


Как выяснилось этот дедушка из Гниловского был Акакий Фаддеевич Дынников, родной брат моего прапрадеда Дениса Фаддеевича Дынникова

Не нам, не нам, а имени твоему Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 76
Зарегистрирован: 27.01.22
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.22 11:48. Заголовок: Добрый день, Виталий..


Добрый день, Виталий! Мир тесен. Интересно, Ваш прапрадед Денис Фаддеевич тоже придерживался старообрядчества?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 79 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  1 час. Хитов сегодня: 27
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет