On-line: гостей 2. Всего: 2 [подробнее..]
Уважаемые господа! 1. На форуме обязательна регистрация. Для этого необходимо указать не только Ваше имя, пароль, но так же поставить галочку в окне «зарегистрироваться». В противном случае Ваше сообщение будет удалено. 2. На форуме установлен «красный» уровень защиты. Поэтому каждый новый участник и его сообщение проверяется администрацией (см. тему «На форуме зарегистрирован новый участник»). 3. Если Вас интересует список тем с новыми ответами, Вам следует перейти по ссылке «выбрать темы с новыми ответами», которая находится справа, над общей таблицей тем. 4. Если Вы хотите получить информацию о своих пращурах, ОТКРЫВАЙТЕ темы с интересующими Вас вопросами в разделе «Ищу человека». Не загромождайте другие, не менее интересные, темы! Хочу напомнить, что сайт с удовольствием выложит материалы согласно своей тематике из публикаций в Вашей местной периодической печати.

Внимание! Использование сообщений участников форума без ссылки на форум запрещено в соответствии с Федеральным законом РФ от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ «Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая», а также в соответствии с Законом РК от 10 июня 1996 года № 6-I «Об авторском праве и смежных правах» (см. тему «Федеральный закон от 18 декабря 2006 г...»).

АвторСообщение
постоянный участник


Сообщение: 262
Зарегистрирован: 27.07.12
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.10.22 14:35. Заголовок: Уральцы Нижнего Поволжья


В 2013–2014 гг. в рамках проекта по изучению различных этнолокальных групп русских в России и странах
ближнего Зарубежья были проведены полевые исследования среди групп уральцев, живущих в Республике
Каракалпакии в Узбекистане, Джамбульской области в Казахстане, а также в Астраханской и Волгоградской
областях России.
Одной из важнейших задач проекта было рассмотрение процессов социокультурной адаптации подобных групп
в иноэтничной среде и влияния на эти процессы конфессионального фактора. Как история, так и современная
культура уральцев предоставляют для решения такой задачи богатейший материал.


В настоящее время уральцы, расселяющиеся в Каракалпакии и Джамбульской области Казахстана, относятся
к так называемым часовенным беспоповского направления. В Астраханской и Волгоградской области есть
еще общины поповского белокриницкого согласия, состоящие из уральцев, уехавших из Средней Азии еще в
1980-е годы
Переход из одного согласия в другое хоть и считается нежелательным, на практике случается нередко, прежде
всего, из-за узости круга брачных связей. Многое зависит и от степени организованности самих общин,
возможности проведения богослужений, наличия авторитетных лидеров. Так, в г. Калач-на-Дону часовенные,
оказавшись в меньшинстве и без наставников, постепенно переходят в белокриницкую церковь. А в с. Икряном
существуют две часовенных общины (или «собора», как их называют сами уральцы), образованные, с одной
стороны, по земляческому принципу («джамбульские» / «кызылординские и казалинские»), с другой –
различающиеся по некоторым догматическим вопросам:
«Джамбульские нас не воспринимают <…> Третий чин они какой-то вычитывают, мы и не слышали о таком»
(ПМА 5: Г.А.Ф.).

Два собора и в г. Таразе, основным предметом полемики между ними является отношение к
«обмирщенным» единоверцам, т.е. тем, кто нарушил старооб рядческие нормы или тесно общался с
представителями другой веры (см. об этом: Агеева, Данилко 2016: 12).
В целом, как из рассказов
информаторов, так и из личного опыта общения, большей замкнутостью и строгостью в соблюдении
старообрядческих норм отличается группа уральцев, расселявшихся в Казахстане вокруг озера Беликуль, в
ставшей своего рода легендой Канцевке. Даже в 1990-е годы среднее и старшее поколение жителей Канцевки
не пользовались техническими приспособлениями, не получали официальных документов и государственных
пособий, предпочитая жить на доходы от своего хозяйства и ловли рыбы, многие семьи не отдавали своих
детей в школу и т.п.

Подобный образ жизни старики, которых осталось уже всего несколько человек, продолжают вести и после
переезда в Россию, поселившись отдельно от «обмирщенной» молодежи в д. Боркино.

Однако, как в современных условиях, так и в ХIХ в., когда высланные из родных мест уральцы оказались
в полиэтничном окружении, выполнение ими всех деклари руемых социально-культурных норм вряд ли было
и остается возможнымв старообрядческой среде были выработаны довольно гибкие способы урегулирования
противоречий между каноном и бытовой практикой, когда выполнение основных норм практикуется не всем
коллективом, а лишь небольшой частью его членов, добровольно взявших на себя ответственность за
сохранение традиции и ограничивших внешние контакты.

Для этой группы людей уральцы используют термин «соборные». Соборные совершают предписанный каноном
ежедневный цикл молитв, строго соблюдают посты, посещают все общественные богослужения, следят за
своим внешним обликом и поведением. Переход в эту категорию, возможный для каждого члена общины,
производится, как уже было сказано, людьми не участвующими в разнообразной общественной деятельности.
Людей особо строго соблюдающих правила называют также «крепковерами» или «крутоверами».

Полиэтничное
окружение и активные контакты с другими народами не могли не найти отражения и в языке уральцев. Об этом,
резюмируя результаты своих исследований в Каркалпакии, очень эмоционально писала Е.Э. Бломквист:
«Материал, кратко суммируя, такой: самый интересный, с моей точки зрения, по языку…, особенно фонетика
и лексика, целый ряд интереснейших особенностей, взаимоотно-
шения с тюркскими языками; по морфологии мало, основное – отсутствие среднего рода (заменён мужским)
и отдельные случаи мены падежей. Но лексика и изменение семантики по сравнению с общерусским
литературным языком – упоительны» (Твои письма
2013: 254). Многочисленные заимствования органично вплетены в речь современных уральцев, адаптированные
в языковой процесс они давно не воспринимаются как элементы чужих языков, превратившись в
диалектические особенности, характеризующие специфический «уральский» говор:
каймак – сметана,
кара чай – черный чай,
баклашки – мешки и т.д.
По материалам 1930-х годов каракалпакские уральцы свободно владели языками соседей, жившие в низовьях
Амударьи – каракалпакским и казахским, в окрестностях Турткуля – преимущественно узбекским
https://www.academia.edu/33645949/%D0%A1%D0%A2%D0%90%D0%A0%D0%9E%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%AF%D0%94%D0%A6%D0%AB_%D0%A3%D0%A0%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%A6%D0%AB_%D0%92_%D0%A1%D0%A0%D0%95%D0%94%D0%9D%D0%95%D0%99_%D0%90%D0%97%D0%98%D0%98_%D0%98_%D0%9A%D0%90%D0%97%D0%90%D0%A5%D0%A1%D0%A2%D0%90%D0%9D%D0%95_%D0%92%D0%97%D0%90%D0%98%D0%9C%D0%9E%D0%9E%D0%A2%D0%9D%D0%9E%D0%A8%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%AF_%D0%A1_%D0%A1%D0%9E%D0%A1%D0%95%D0%94%D0%AF%D0%9C%D0%98_%D0%98_%D0%A1%D0%9E%D0%A6%D0%98%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E_%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%A3%D0%A0%D0%9D%D0%90%D0%AF_%D0%90%D0%94%D0%90%D0%9F%D0%A2%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF

Старообрядцы-уральцы в Средней Азии и Казахстане Данилко Е.С.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 79 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]


moderator


Сообщение: 6071
Зарегистрирован: 29.12.08
Репутация: 21
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.10.22 15:51. Заголовок: Калёновец пишет: Эт..


Калёновец пишет:

 цитата:
Это не единичный случай с моими родственниками, когда архивные сведения не совпадают с фактическими событиями.



Вы речь тут ведете не про архивные сведения, а о заметке в газете, которая тоже могла быть напечатана с ошибками.

Калёновец пишет:

 цитата:
В работе историков ошибок много, но материал (устные рассказы), который они собрали, представляют большую ценность!



Этнографическую ценность - несомненно, историческую - минимальную.

СЛАВА РОССИИ! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 3138
Зарегистрирован: 04.10.15
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.10.22 16:41. Заголовок: Шеврон пишет: Вы р..


Шеврон пишет:

 цитата:

Вы речь тут ведете не про архивные сведения, а о заметке в газете, которая тоже могла быть напечатана с ошибками.


Как раз то, речь идёт не о заметке в газете, а о приказе по УКВ, который опубликован в официальной части войсковой газеты.
Это не просто газета, а ценный исторический документ, сродни архивному. Да, в приказах УКВ тоже допускались ошибки, как и
в рассказах стариков. От ошибок никто не застрахован, поэтому приходится проверять и перепроверять по нескольким каналам.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 3139
Зарегистрирован: 04.10.15
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.10.22 16:49. Заголовок: Шеврон пишет: Этног..


Шеврон пишет:

 цитата:
Этнографическую ценность - несомненно, историческую - минимальную.


Этнография относилась и продолжает относится к разделу исторических дисциплин.
Чтобы начинать изучение культуры этноса, нужно знать его историю, чего про работы Данилко не скажешь.
Конечно, западный подход к этнографии намного проще советского, но он чреват фатальными ошибками.
Например, в работе этнографов есть утверждение: "уральцы - не русские", которое можно по - разному интерпретировать.
Если "уходцы" понимают под этим, что они другой веры, не принадлежащей к РПЦ, то человек несведущий может трактовать это по своему.
И здесь без глубокого знания истории Уральского казачества тяжело разобраться в культуре и религии "уходцев".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 244
Зарегистрирован: 31.07.20
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.10.22 18:28. Заголовок: У нас старые люди в ..


У нас старые люди в 80-е годы рассказывали что через наш Головской поселок проходила чапаевская дивизия.А сам чапаев ехал впереди на белом коне.Оказалось что все это выдумки.Вот и вся этнографическая ценность.Просто старички хотели привлечь к себе внимание и сочиняли всякие байки.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 245
Зарегистрирован: 31.07.20
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.10.22 18:34. Заголовок: Уральцы не русские э..


Уральцы не русские это однозначно.Уже больше десяти лет проводятся национальные казачьи сборы по этому поводу.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 3140
Зарегистрирован: 04.10.15
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.10.22 19:41. Заголовок: Разъезд пишет: Урал..


Разъезд пишет:

 цитата:
Уральцы не русские это однозначно.Уже больше десяти лет проводятся национальные казачьи сборы по этому поводу.


Действительно, среди илецких казаков был большой процент татар и крещеных киргизов.
Ещё великий русский поэт А. С. Пушкин сказал: "Потрите любого русского и получите татарина".
Россия - страна многонациональная, а заграницей любой выходец из бывшего СССР считается русским.
Так, что уважаемый Разъезд можно ещё 10 лет проводить казачьи сборы, но как все были русскими, так ими и останетесь.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 246
Зарегистрирован: 31.07.20
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.22 06:06. Заголовок: Зачем же русскими.Лу..


Зачем же русскими.Лучше уж сразу советскими.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 3141
Зарегистрирован: 04.10.15
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.22 10:24. Заголовок: Разъезд пишет: Заче..


Разъезд пишет:

 цитата:
Зачем же русскими.Лучше уж сразу советскими.


Как я Вас понимаю, Разъезд! Ностальгия - болезнь наследственная!
Сам каждую ночь под подушку кладу старый червонец с портретом Вождя!
Вдруг на утро прежние времена вернуться, а у меня на мороженое и не только, есть...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 247
Зарегистрирован: 31.07.20
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.22 11:21. Заголовок: и будет казакам счас..


и будет казакам счастье!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 3142
Зарегистрирован: 04.10.15
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.22 17:27. Заголовок: Однако вернёмся к ра..


Однако вернёмся к работе Агеевой и Данилко, которая называется: "Казак - уральцы - этнолокальная группа русских
в Средней Азии и Казахстане".
Например, авторы пишут:
"В первую партию вошли наиболее уважаемые казаки, которых лишили всех заслуженных прав и привилегий.
В их числе, например, уральцы по фамилии Винтовкины, потомки которых до сих пор живут в Каракалпакии.
Винтовкины - это известный род "крепких" старообрядцев, по - местному "крутоверов" (с. 6).

В списках старообрядцев г. Уральска за 1832 г. есть Витофкин Егор.
В 1833 г. находим Винтовкина Георгия. Несомненно, это один и тот же человек.
Если Винтовкин Георгий был прихожанином Успенской часовни в Уральске,
то неудивительно почему "уходцы" в Каракалпакии были приверженцами "австрийской" веры.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 6072
Зарегистрирован: 29.12.08
Репутация: 21
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.22 20:10. Заголовок: Калёновец пишет: Ка..


Калёновец пишет:

 цитата:
Как раз то, речь идёт не о заметке в газете, а о приказе по УКВ, который опубликован в официальной части войсковой газеты.



А почему вы считаете, что в приказе ошибка? Может быть это внучка Фофанова что-то напутала, а не официальный приказ, напечатанный в газете.
Хотя ошибки в приказах несомненно были. Но их процент гораздо меньше, чем в рассказах стариков.

Разъезд пишет:

 цитата:
У нас старые люди в 80-е годы рассказывали что через наш Головской поселок проходила чапаевская дивизия.А сам чапаев ехал впереди на белом коне.Оказалось что все это выдумки.Вот и вся этнографическая ценность.Просто старички хотели привлечь к себе внимание и сочиняли всякие байки.



Таких рассказов хоть отбавляй (в том числе и у нас на форуме). Никакой ценности они не представляют, ни этнографической, ни тем более исторической.

СЛАВА РОССИИ! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 3143
Зарегистрирован: 04.10.15
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.22 21:15. Заголовок: Шеврон пишет: А поч..


Шеврон пишет:

 цитата:
А почему вы считаете, что в приказе ошибка?


Там нет ошибки в приказе. Приказ составлен правильно, а вот по его выполнению есть масса вопросов.

Однако не стоит засорять тему, заявленную Михалычем. Продолжим изучать работу этнографов, которые пишут:
"Ещё в 1940-х гг. Е. Э. Бломквист писала о наличии среди уральцев в Каракалпакии разных субконфессиональных групп:
поповцы, беглопоповцы или московские, беспоповцы, благословенцы и никудышники. В настоящее время таких разделений
не выявляется, во время одного из интервью было упомянуто лишь слово "никудышник", но как некогда употреблявшееся
старыми людьми шутливое ругательство. В соответствии с сохраняющейся богослужебной практикой современные уральцы
могут быть отнесены к т. н. часовенному согласию беспоповского направления. Однако сами они этот термин применительно
к своей общине не используют, обозначая свою веру как "истинную кафолическую" (с. 10).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 272
Зарегистрирован: 27.07.12
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.10.22 03:06. Заголовок: Калёновец пишет: по..


Калёновец пишет:

 цитата:
поповцы, беглопоповцы или московские, беспоповцы, благословенцы и никудышники



то есть все соединились на почве часовенного согласия.

безпоповцы и никудышники - разные понятия?

поповцы и беглопоповцы?

Благословенцы не благословенной ли церкви Николы на Чагане?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 3144
Зарегистрирован: 04.10.15
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.10.22 19:27. Заголовок: михалычъ пишет: то ..


михалычъ пишет:

 цитата:
то есть все соединились на почве часовенного согласия.


По всей видимости так дали понять этнографам, а как на самом деле, вряд ли рассказывали.
Разница между группами уральцев в Каракалпакии и Казахстане, по - прежнему существует.
Хотя, все группы уральцев относятся к беспоповцам, но придерживаются различных толков.
михалычъ пишет:

 цитата:
безпоповцы и никудышники - разные понятия?


Вероятно, да! Никудыками называли тех, кто не ходил в церковь или в молельные дома беспоповцев.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 273
Зарегистрирован: 27.07.12
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.10.22 16:28. Заголовок: Калёновец пишет: та..


Калёновец пишет:

 цитата:
так дали понять этнографам, а как на самом деле, вряд ли рассказывали.



в Уральске - так и было

Калёновец пишет:

 цитата:
все группы уральцев относятся к беспоповцам, но придерживаются различных толков.



на данный момент? я допуская оттенки внутри часовенного толка, но какие еще? Поморцы были в Илеке, федосеевцев вроде немного было

Еп. Сава ездил в КзылОрду если не ошибаюсь - какую-то бабушку причащать.

Калёновец пишет:

 цитата:
Никудыками называли тех, кто не ходил в церковь или в молельные дома беспоповцев.



а из каких соображений к безпоповцам не ходили?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 3145
Зарегистрирован: 04.10.15
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.10.22 17:22. Заголовок: михалычъ пишет: а и..


михалычъ пишет:

 цитата:
а из каких соображений к безпоповцам не ходили?


Вот, что про "никудышников" сказано в Примечаниях в книге Бориса Агафонова "Старое войско":
"Вероятно, даже спектральным анализом нельзя было установить разницу между "никудыками в крутой и мелкой придурью",
если не говорить о претензии первых считать себя "копием господним" и яро обличать вторых за освящение пасхальных куличей
в "худой рогоже" - моленной поповцев Рогожского согласия" (с. 230).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 3146
Зарегистрирован: 04.10.15
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.10.22 06:27. Заголовок: михалычъ пишет: Бла..


михалычъ пишет:

 цитата:
Благословенцы не благословенной ли церкви Николы на Чагане?



"Благословенцы" - самый ортодоксальный толк среди беспоповцев. Их ещё называют "чашечниками",
зато, что никогда "не мешались" посудой с "чужими". Для них всё было по воле Божьей - жить или умереть.
михалычъ пишет:

 цитата:
соединились на почве часовенного согласия.


Своеобразным переходным звеном между "поповцами" и "беспоповцами" стало "часовенное" согласие,
которое называют ещё "стариковщиной". Отличаются от других толков тем, что на крестах изображают
Бога Саваофа и голубя - Святаго Духа. Во главе общины стоит выборный уставщик - "дедушка".

Кстати сказать, на новом Уральском погосте, мне доводилось видеть могильные кресты с прибитым силуэтом голубя.
Обычно такие могилы стоят не ухоженные. Вероятно, у "часовенных" не принято ходить на кладбище. Похоронили и забыли.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 71
Зарегистрирован: 27.01.22
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.10.22 08:33. Заголовок: Интересная тема. По ..


Интересная тема. По моим родственникам форпост Гниловский (с. Гнилое, ныне с. Володарское, а точнее Володар ). Прадед Азовсков Иван Михайлович 1909 г.р. относился к "никудышным", там их так называли. По рассказам, его родная сестра Пастухова (Азовскова) Капитолина Михайловна 1896 г.р.(?) строго придерживалась всех обрядов. Посуда у каждого была своя, для гостей отдельная посуда, в церковь не ходили. Но, в то же время, был дедушка Дынников, который осуществлял обряды. В доме Пастуховых, до войны было много старинных икон, у них тоже собирались члены общины. В 1937 (?) году Пастухова Дениса, мужа Капитолины, "раскулачили": несколько месяцев просидел в тюрьме, в том числе в "расстрельной камере", затем отпустили, их дом срубовой увезли в другое село, семья с детьми осталась жить в летней кухне, иконы тоже пропали. Члены общины "никудышных" проживали в с. Володарское и после войны. В 1928 году прадед Азовсков Иван Михайлович жениля на Ряховой Фекле Ивановне (православная из крестьян). Она поставила условием брака, чтобы он перешел в православную веру и они венчались в церкви. Прадед так и поступил, венчались они в церкви. Но его сестра Пастухова Капитолина Ивановна, с братом отношения поддерживала, а мою прабабушку до своей смерти не принимала, т.к. она была другого сословия и другой веры.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 2862
Зарегистрирован: 17.06.09
Откуда: Россия
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.10.22 08:54. Заголовок: Калёновец пишет: Дл..


Калёновец пишет:

 цитата:
Для них всё было по воле Божьей - жить или умереть.


Вообще-то, это для каждого православного так. Всё совершается по воле Божьей, либо по Его попущению.

Калёновец пишет:

 цитата:
Отличаются от других толков тем, что на крестах изображают
Бога Саваофа и голубя - Святаго Духа.


)) А раньше были другие изображения на восьмиконечных крестах?
Какие были кресты в 17 веке, с таких формы и делали, вплоть до 20 века. Поэтому кресты у старообрядцев ничем не отличались.

Ищу сведения о Багайдиных. Куплю старые фото и документы представителей этой фамилии. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 3147
Зарегистрирован: 04.10.15
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.10.22 11:58. Заголовок: Куренской пишет: ))..


Куренской пишет:

 цитата:
)) А раньше были другие изображения на восьмиконечных крестах?


Про другие изображения не знаю. А голубей встречал на некоторых кладбищенских крестах.
Уральцы, вообще, народ очень скрытный и не каждому откроются. Поэтому информация такая противоречивая.
Андрей Усенков пишет:

 цитата:
был дедушка Дынников, который осуществлял обряды.


Слышал про такого и даже, возможно, его внучку знаю, которая на кладбище не ходит.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 79 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  1 час. Хитов сегодня: 262
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет