On-line: гостей 3. Всего: 3 [подробнее..]
Уважаемые господа! 1. На форуме обязательна регистрация. Для этого необходимо указать не только Ваше имя, пароль, но так же поставить галочку в окне «зарегистрироваться». В противном случае Ваше сообщение будет удалено. 2. На форуме установлен «красный» уровень защиты. Поэтому каждый новый участник и его сообщение проверяется администрацией (см. тему «На форуме зарегистрирован новый участник»). 3. Если у Вас возникли проблемы с регистрацией на форуме, задавайте Ваши вопросы по нижеследующему адресу электронной почты - /alsablin2014@yandex.ru/. 4. Если Вас интересует список тем с новыми ответами, Вам следует перейти по ссылке «выбрать темы с новыми ответами», которая находится справа, над общей таблицей тем. 5. Если Вы хотите получить информацию о своих пращурах, ОТКРЫВАЙТЕ темы с интересующими Вас вопросами в разделе «Ищу человека». Не загромождайте другие, не менее интересные, темы! Хочу напомнить, что сайт с удовольствием выложит материалы согласно своей тематике из публикаций в Вашей местной периодической печати.

Внимание! Использование сообщений участников форума без ссылки на форум запрещено в соответствии с Федеральным законом РФ от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ «Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая», а также в соответствии с Законом РК от 10 июня 1996 года № 6-I «Об авторском праве и смежных правах» (см. тему «Федеральный закон от 18 декабря 2006 г...»).

АвторСообщение
постоянный участник


Сообщение: 123
Зарегистрирован: 01.01.18
Откуда: Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.20 20:19. Заголовок: Презент ко двору от Яицкого войска в прежнее время


Обрабатывая УВВ за 1877 г., обратил внимание на статью В. Витевского "Презент ко двору от Яицкого войска в прежнее время". На мой взгляд, небезинтересны детали общения наших предков с монаршим двором и прочими сильными мира сего. Ссылка на pdf-версию статьи здесь: click here
Далее выкладываю текст статьи.

Уральские Войсковые Ведомости, 1877 г., №31, стр. 4, №34, стр.3,4

Владимир Витевский.

ПРЕЗЕНТ КО ДВОРУ ОТ ЯИЦКОГ0 ВОЙСКА В ПРЕЖНЕЕ ВРЕМЯ.

Известно, что в Уральском войске и поныне существует обычай отправлять к Высочайшему Двору главные произведение своей страны, именно - свежую рыбу и икру. При наступлении зимы, как только Урал покроется прочным льдом, городские и форпостные казаки, запасшись необходимыми принадлежностями багренного рыболовства, отправляются в известный день на особую ятовь [Прим. авт.: А не «етовь», как значится у Левшина, в соч. Пушкина 1855 в т. VI, стр. 218], назначенную для царского или «презентного» багренья.
Местом для этого багренья, по большей части, избирается самая лучшая ятовь или около самого Уральска, подле так называемого Жемчужного яра, или верст на 7, на 8 ниже по течению реки, - вообще неподалеку от города. Прибыв на сборное место, казаки оставляют лошадей на правом (более возвышенном) берегу Урала, сами выходят на лед и здесь, разделившись на 3 или 4 части, нетерпеливо ожидают сигнала из пушки, оставляя средину реки свободной. Но вот появился на льду войсковой атаман - грянули из пушки; казаки быстро и с шумом бегут на средину реки, и, составив одну сплошную массу, приступают к делу. Левшин справедливо замечает, что картина, представляющаяся в это время для зрителей с берега Урала, обворожительна. Скорость, с какою казаки обгоняют друг друга, всеобщее движение, в которое все приходит тотчас по приезде на место ловли атамана, и почти мгновенно возрастающий на льду целый лес багров - все это поражает зрителя необыкновенным образом. Не проходит и пяти минут, как весь лед обращается как бы в решето от множества прорубей, сквозь которые вода будто сама выбрасывает рыбу; еще несколько минут - и на льду везде уже видны трепещущие осетры, белуги, севрюги [Прим. авт.: Для царского багренья, как мы заметили, всегда избирается самая лучшая ятовь, и если, во время багренья, поймают рыбы более, чем нужно, то остальную продают, впрочем, не тотчас, а спустя несколько времени после того, как отправлен презент, так чтобы оставшаяся рыба не могла быть привезена в Петербург раньше посланной от войска. Если же наловят рыбы меньше, чем нужно (что бывает весьма редко), то недостающее количество рыбы покупают на сумму войсковой казны] и проч. Лучшая красная рыба тут же накладывается на сани, запряженные тройками, и подвозится к особо-устроенному амбару или лабазу, где из икряных осетров тотчас вынимают икру и тут же ее приготовляют [Прим. авт.: Икра приготовляется очень быстро и просто. Для этого устроены большие корыта, снабженные веревочной сеткой наверху, - на эту сетку кладется икра и пропускается в корыто, так что плены остаются наверху, а икряные зерна проходят чрез сетку в корыто в чистом виде; из этих корыт икра тут же накладывается в заготовленные бочата, которых бывает до 600], накладывают в заранее приготовленные бочата, и, нагрузив несколько возов этой икрой и яловыми (без икры) осетрами, отправляют ко Двору.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 5 [только новые]


постоянный участник


Сообщение: 124
Зарегистрирован: 01.01.18
Откуда: Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.20 20:21. Заголовок: Вот этот то обычай, ..


Вот этот то обычай, сохранившийся и доселе, существовал в Яицком войске издавна и назывался, как и теперь, презентом или первым «кусом, царским кусом» (куском); но по чьей инициативе и когда именно возник этот обычай, определенно сказать, по неимению данных, мы не можем. Из архивных бумаг, находящихся у нас под руками, видно только, что обычай этот очень древний; едва ли начало его не относится к первой четверти XVII столетия, когда Яицкое войско добровольно подчинилось власти Московского государя. Признав за Яицкими казаками право на владение рекою Яиком и укрепив за ними это право формально особою грамотою, Московское правительство могло и само обязать их, как членов Государевой вотчины, доставлять ко Двору в определенные сроки известное количество рыбы [Прим. авт.: Указом 14 дек. 1753 г. Яицкое войско обязывалось доставлять каждогодно в Дворцовую канцелярию до 800 осетров и белуг и известное количество свежей и просольной икры. См. Ур. В. Арх., №16, стр. 8 и 9], икры и других произведений страны, впоследствии же эта натуральная повинность или подать могла утратить свой обязательный характер и перейти в потомство, как стародавний обычай, служащий выражением верноподданнических чувств и уважения Яицкого войска к своим Монархам. Между тем Правительство могло поддерживать этот обычай, руководясь и чисто политическими соображениями: нужно же было как-нибудь отучать казаков от разгульной, вольной, патриархальной жизни и приучать их к формам жизни гражданственной.
Бывая в Москве и Петербурге, - когда возник последний, - Яицкие казаки, без сомнения, знакомились с новыми формами европейско-русской жизни, так сказать, цивилизовались и волей-неволей вносили что-либо из этой жизни в среду своего общества.
Партии казаков, отправлявшиеся ко Двору с презентом, назывались станицами. В описываемое время Яицкое войско ежегодно отправляло ко Двору четыре станицы: одну, так называемую, Зимовую [Прим. авт.: Станицы, отправлявшиеся зимою, назывались Зимовыми, вероятно, в отличие от летних; о последних, впрочем, нам не приходилось встречать сведений ни в печатных, ни в архивных материалах] и три легкие [Прим. авт.: Легкими станицами назывались те, которые отправлялись в столицу тотчас после лова рыбы, на переменных подводах с легким небольшим грузом икры и рыбы; другие же станицы тянулись на долгих - извозом с большим грузом]; в Зимовой станице полагалось от 15 - 20 казаков, а в легких не более 10 человек [Прим. авт.: Иногда бывало и больше, но лишним казакам жалованья, как увидим, не выдавалось]. Каждая станица находилась под начальством особого войскового старшины, называвшегося станичным атаманом, при котором в качестве помощников находились есаул и (просто) старшина. Иногда во главе станицы, вместо войскового старшины, отправлялся сам войсковой атаман.
По прибытии в столицу, станичный атаман и проч. станичники являлись к Государю с поклоном от всего Яицкого войска и приносили подарки от избытка своей страны, изъявляя безусловную покорность и готовность «служить государеву службу по их казацкому обыкновению до последнего издыхания». Русские монархи радушно и ласково принимали Яицких гостей и, в свою очередь, в видах поощрения к службе, отдаривали или жаловали их ковшами, кубками, сукнами, порохом, свинцом [Прим. авт.: См. в Ур. В. Арх. №72, стр. 3], огнестрельным оружием, саблями и деньгами. Со времени подчинения Яицкого войска ведомству Военной коллегии, от правительства назначена была на этот предмет особая сумма, в количестве 2638 р. 30 к., которая ежегодно и отпускалась из главного комиссариата, в счет сумм на содержание иррегулярных войск; из этих денег станичный атаман получал 50 р. жалованья, 16 р. 50 к. на ковши и 30 р. на сабли; есаул и старшина - по 38 р. жалованья и по 15 р. на сабли; рядовые по 27 р. жалованья и по 9 р. на сабли каждый. С 15 февраля 1743 г. станичники, вследствие особого распоряжения Военной коллегии, стали получать и прогонные деньги от Самары до Петербурга и обратно: атаман на три подводы, есаул на две, а казаки - каждый - на одну, полагая по 15 р. 11 к. на подводу.
Неплюев, ввиду увеличения окладного жалованья казаков, уничтожил легкие станицы и оставил одну зимовую, назначив на нее сумму 1217 р. 41 1/2 к., да сверх того, на чрезвычайные расходы, т. е. на ковши, сабли, знамена и т. п., 100 р., а всего 1317 р. 41 1/2 к. Сумма эта была распределена так: «атаману 80 р., а буде приедет войсковой, то 100 р., при нем есаулу 60 р., старшине - 50 р., рядовым 17 человекам - каждому по 35 р.», остальные 512 р. 41 1/2 к. или 532 р. 41 1/2 к. [Прим. авт.: Когда станичным атаманом был сам войсковой атаман] шли на расходы по поездке и на награды Но это распоряжение Неплюева впоследствии было отменено: 17 февраля 1773 г. Военная коллегия предписала Яицкому войску, чтобы оно ежегодно отправляло по-прежнему четыре станицы: одну Зимовую и три легкие [Прим. авт.: См. ук. В. кол. от 12 дек. 1774 г. в Ур. В. Арх. по описи №39. Вып. из кн. каз. пов. №141]. Первая станица или партия казаков отправлялась в Петербург, как и ныне, в конце декабря; станичный атаман оставался обыкновенно с небольшою частью станичников в Петербурге, а прочие, вплоть до марта, жили в Москве, пользуясь казенным содержанием. В станичники выбирались лица, оказавшие какие-либо особые услуги войску, или отличившиеся в борьбе с неприятелями; если же таких лиц не 6ыло, то при назначении соблюдалась известная очередь. Кроме Яицких казаков в число станичников выбирался один из Илецких казаков.
В ноябре 1756 года войсковой атаман Андрей Бородин, между прочим, писал Илецкому атаману Василию Тамбовцеву и старшинам Илецкой станицы: «понеже напред сего от вашей Илецкой станицы повсегодно по одному человеку определять в зимовые станицы в Москву, а ныне находящийся в С.-Петербурге вашей станицы казак Александр Творогов, для исходатайствования по вашим делам в нынешнюю легкую станицу определен; того ради в будущую зимовую станицу уже сюда вам одного человека не досылать для того, что оный Творогов от нас в легкой станице определен и атаману Тамбовцеву с старшинами и всей Илецкой станице в том ведать» [Прим. авт.: См. в Ур. В. Арх. №66, - копия с отношения атамана Бородина].
Понятно, что Яицким казакам самим хотелось получать награды деньгами, саблями и ковшами, отчего войсковые атаманы и были так внимательны к делу назначения станичников из Илецкого войска.
Известно, что в настоящее время отправляется с Урала только свежая рыба и икра; в старину же возили и соленую икру [Прим. авт.: См. в Ур. В. Арх. №16, стр. 8 и 9] и, кроме того, кабанов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 125
Зарегистрирован: 01.01.18
Откуда: Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.20 20:23. Заголовок: Войсковой старшина и..


Войсковой старшина и походный атаман Колпаков, находясь на нижней дистанции, 20 ноября 1775 года получил следующий ордер: «как вы уже известны, что вскорости зимовая станица отправляется к Двору Ея Императорского Величества с презентом, то потребны, противу прежних примеров, дикие кабаны; того ради, чрез сие рекомендуя вам послать для престреляния оных кабанов нарочных казаков и, как скоро застрелены будут, прислать чрез почту не замедля» [Прим. авт.: См. там же №62. Ордер подписал Иван Акутин]. Иногда с этою целью командировались особые и довольно значительные партии казаков. В числе прочих бумаг Уральского войскового архива, нам попался один полуистлевший, полуизорваный документ, из которого видно, что Оренбургский губернатор Афонасий Романович Давыдов требовал от Яицкой войсковой канцелярии, чтобы «для битья диких кабанов, которых следует отсылать ко Двору Ея Императорского Величества», командировано было вниз по реке Яику и в Гурьев от 30 - 40 казаков под начальством надежного старшины. Вследствие этого, войсковая канцелярия, нарядив означенное число казаков, строго запретила охоту на кабанов частным лицам до того времени, пока не будет набито достаточное количество кабанов ко Двору [Прим. авт.: См. там же № 64. Углы и год документа оторваны]. Оренбургский губернатор князь Аврам Путятин 2 ноября 1766 года писал атаману Илецкой станицы Портнову: «известно вам, что отсель почти ежегодно к Высочайшему Двору Ея Императорского Величества отправляются с колотыми барашками и птицами, и кабаны, а как оные по удобностям мест пред сим доставлены были войска Яицкого и вашей станицы казаками: того ради, поручаю вам и ныне тех кабанов чрез казаков станицы вашей, сколько будет возможно, достать». Далее князь Путятин дает и наставление, как лучше сберечь кабанье мясо: «как скоро где кабаны попадутся и убиты будут, того-ж момента кишки, печени, сердца, легкие и сало, - все, что есть внутри у них выбрано (было), чтоб внутри было чисто, да и кишки-б выбраны были бережно, дабы ничто в кабана попасть не могло, также бы у боровов и ядра, ни минуты не мешкав, прочь отняты ж были; и сколько тех кабанов достато будет, оных с нарочным сюда для отправления, не упуская первого числа будущего декабря месяца, с крайним будучи в пути бережением от собак прислать» [Прим. авт.: См. подлинный ордер Путятина в Ур. В. Арх. №60].
Таким образом Яицкое войско не только лишь от себя отправляло ко Двору кабанов, но и получало «ордеры» от своих ближайших начальников «перестреливать кабанов сколько возможно» и отправлять в Оренбург для «Оренбургского презента», как бы в дополнение к „барашкам и птицам". Отправление ко Двору кабанов, вероятно, продолжалось до тех пор, покуда они не перевелись на Яике или сделались редкостью. По крайней мере, в конце прошлого столетия обычай этот еще существовал. Походный атаман на нижних форпостах, старшина Бородин 21 декабря 1783 года получил следующий ордер из войсковой канцелярии: «Вам известно, что в зимовых станицах обыкновенно ежегодно в презент ко Двору Ея Императорского Величества с рыбою и икрою отправлялись и дикие кабаны, следовательно и ныне весьма потребны быть долженствуют» и проч.; далее предписывается настрелять кабанов и немедленно доставить их на подводах в Яицкий городок, за что охотникам обещается даже награда [Прим. авт.: См. в Ур. В. Архиве №61].
Кроме „Царского куса“ или „презента ко Двору“ от всего войска, в это время существовало еще множество частных презентов от войсковых властей к разным влиятельным лицам, жившим в Москве и Петербурге, протекцией которых они дорожили и пользовались в видах собственных выгод. Эти частные презенты не ограничивались красной рыбой и дикими кабанами: влиятельные и знатные персоны не пренебрегали и лошадьми с кибитками, и калмычатами с тулупами, как это видно из указа Императрицы Екатерины II, данного на имя Яицкого войска 15 декабря 1765 года; в приказе 13 этого указа говорится: «в презент кроме Двора Нашего Императорского Величества, партикулярно от войска рыбы и икры, как до сего происходило и по следствию оказалось, что посыланы были к разным персонам сверх рыбы и икры, калмычата, кибитки, лошади, тулупы и прочее, не отправлять и тем обществу убытки не чинить и нарочных, кроме обыкновенных станиц, не посылать, под взысканием всего того на начальниках» [Прим. авт.: См. в Ур. В. Архиве №67, стр. 12].
Не отказывали хлебосольные казаки в лакомом кусочке и своему ближайшему начальству, светскому и духовному. Оренбургскому губернатору с его свитой и епархиальному казанскому архиерею с его консисторией и служками, особенно когда нужно было найти предлог, чтобы побывать у этих властей и попросить их о чем было нужно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 939
Зарегистрирован: 17.06.09
Откуда: Россия
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.20 21:01. Заголовок: :sm36: :sm36: :sm3..




Ищу сведения о Багайдиных. Куплю старые фото и документы представителей этой фамилии. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 831
Зарегистрирован: 02.11.14
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.20 21:18. Заголовок: :sm36:..




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 1369
Зарегистрирован: 04.10.15
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.05.20 05:20. Заголовок: vjig2008 пишет: Кро..


vjig2008 пишет:

 цитата:
Кроме „Царского куса“ или „презента ко Двору“ от всего войска, в это время существовало еще множество частных презентов от войсковых властей к разным влиятельным лицам, жившим в Москве и Петербурге, протекцией которых они дорожили и пользовались в видах собственных выгод. Эти частные презенты не ограничивались красной рыбой и дикими кабанами: влиятельные и знатные персоны не пренебрегали и лошадьми с кибитками, и калмычатами с тулупами, как это видно из указа Императрицы Екатерины II, данного на имя Яицкого войска 15 декабря 1765 года; в приказе 13 этого указа говорится: «в презент кроме Двора Нашего Императорского Величества, партикулярно от войска рыбы и икры, как до сего происходило и по следствию оказалось, что посыланы были к разным персонам сверх рыбы и икры, калмычата, кибитки, лошади, тулупы и прочее, не отправлять и тем обществу убытки не чинить и нарочных, кроме обыкновенных станиц, не посылать, под взысканием всего того на начальниках» [Прим. авт.: См. в Ур. В. Архиве №67, стр. 12].
Не отказывали хлебосольные казаки в лакомом кусочке и своему ближайшему начальству, светскому и духовному. Оренбургскому губернатору с его свитой и епархиальному казанскому архиерею с его консисторией и служками, особенно когда нужно было найти предлог, чтобы побывать у этих властей и попросить их о чем было нужно.



Несмотря на царские запреты, "частные" презенты просуществовали до февральской революции 1917 года, а по слухам, вплоть, до гибели Уральского казачьего войска в 1920 году.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  1 час. Хитов сегодня: 64
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет