On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Уважаемые господа! 1. На форуме обязательна регистрация. Для этого необходимо указать не только Ваше имя, пароль, но так же поставить галочку в окне «зарегистрироваться». В противном случае Ваше сообщение будет удалено. 2. На форуме установлен «красный» уровень защиты. Поэтому каждый новый участник и его сообщение проверяется администрацией (см. тему «На форуме зарегистрирован новый участник»). 3. Если у Вас возникли проблемы с регистрацией на форуме, задавайте Ваши вопросы по нижеследующему адресу электронной почты - /alsablin2014@yandex.ru/. 4. Если Вас интересует список тем с новыми ответами, Вам следует перейти по ссылке «выбрать темы с новыми ответами», которая находится справа, над общей таблицей тем. 5. Если Вы хотите получить информацию о своих пращурах, ОТКРЫВАЙТЕ темы с интересующими Вас вопросами в разделе «Ищу человека». Не загромождайте другие, не менее интересные, темы! Хочу напомнить, что сайт с удовольствием выложит материалы согласно своей тематики из публикаций в Вашей местной периодической печати.

АвторСообщение
постоянный участник


Сообщение: 3
Зарегистрирован: 17.11.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.11.10 11:57. Заголовок: О жизни в Факеево у Григория Сафоновича Карташова


ВОСПОМИНАНИЯ ТУРМАНИНОЙ ВАЛЕРИИ ИЛЬИНИЧНЫ (11.01.1933-23.10.2010)

О жизни в Факеево у Григория Сафоновича Карташова

Запись 19 декабря 2003 года.

Наш геоботанический отряд Аэрогеологической экспедиции №13 из пяти человек в 1955 году работал на правом берегу Урала в Западно-Казахстанской области. База экспедиции многие годы находилась в Новой Казанке (Джангале). Все эти места издавна были заселены уральскими казаками и у моего супруга, Михаила Сереберцева, была кругом родня. Базироваться в Казанке отряду было неинтересно – гаражи, лаборатории, начальство, и мы решили обосноваться в 20 км от Казанки – в Факеево. На рукописной карте петровских времен, хранящейся в картфондах исторического музея, здесь помещен Форпост №6 с небольшим числом казаков с конями и военным снаряжением. Это село расположено на краю Рын-Песков, в местах разлива Большого и Малого Узеней.
В советские годы это селение называлось “Аул-совет №10”. В середине ХХ века более сотни домов было в развалинах. Белыми грудами полуразрушенных кирпичей возвышались остатки двух церквей. Постоянно проживали тогда там две русских семьи в добротных деревянных домах, одиноко стоявших среди развалин.
Одна семья состояла из мужа, жены и десяти сыновей, одетых в одинаковые выцветшие лыжные костюмы.
В другом хорошем большом доме жил дедушка Григорий Сафонович Карташов, приходящийся дальней родней Миши. У него отряд и остановился. Относился он к нам вначале настороженно, фотографировать не разрешал. Было ему тогда лет 70-80. Невысокий, сухощавый старичок с седой бородой и усами. С живыми внимательными глазами светло-голубого цвета. Его речь отличалась московским произношением. Иногда он останавливался и говорил улыбаясь: “Зацыпляет язык, зацыпляет. Вылетают слова из головы”. В.Даль отмечал московский говор уральских казаков, связывая это с высылкой из Москвы стрельцов-старообрядцев во времена Петра I после стрелецкого бунта.
Карташов выделил нам с Мишей старинную большую кровать с резными набалдашниками. Миша любил дразнить меня, грубовато заигрывая. Дедушка его одергивал, приговаривая: “Кошке – игрушки, мышке - слезки”. Рядом с домом был двор, окруженный сараями, в которых жили только овцы и куры. Посреди двора был старый колодец с соленой водой, а пресную воду он набирал в колодце среди барханов, вплотную подступавшим к домам. Зимой и весной пресная вода бралась из снега и льда.
Временами дули сильные ветры, продвигавшие пески на развалины селения. Песок проникал в дом при этих ветрах даже через двойные стекольные рамы и плотные двери. Когда ветер стихал, дедушка Карташов шел на кладбище, начинавшееся за домом у развалины церкви. Он аккуратно присыпал обнажавшиеся останки, называя каждого захороненного родича по имени и отчеству. Особенно нам с Мишей запомнилась его тетя с ярко рыжими волосами, которые трепал затихающий ветер.
Недалеко были рытвины от ериков, заполнявшихся весенними водами и изобиловавшими рыбой.
Григорий Сафонович Карташов был старообрядцем. В доме его был порядок. На полках лежали старинные книги времен Аввакума, а в красном углу стояли старые потемневшие иконы. Книги были написаны по старославянскому, но дедушка и приезжавшая однажды из Калмыково его сестра, читали быстро с выражением эти объемные книги в тисненых переплетах.
Старообрядцы никогда не переступали порога храма, развалины которого были рядом с домом. Мишину родню он называл “церковниками”, как и всех тех казаков, которые ходили в церковь.
Григорий Сафонович служил в казачьих войсках, усмирявших Среднюю Азию до революции. Перед въездом в селение казаки должны были красить губы и щеки помадой, чернить брови карандашом и выпускать из-под шапки кудрявый чуб. Он показывал помаду и бигуди, оставшиеся от тех времен.
В прошлом по рассказам Карташева люди здесь жили богато, не бедствовали. У каждого на дворе были несколько коров, лошадей и овец. Но большую часть скота отдавали казахам для выпаса. Для них это было делом прибыльным, и хозяин не был в обиде. Налоги платились только за скотину, которую держали при себе. Людям было выгодно держать много скота, но земля не выдерживала этой нагрузки. И как говорил дедушка: “Стонала земля-матушка от этих стад, и рассыпалась сыпучими песками”. Возле Факеевки не было этих песков, пригнало их ветрами. Но сейчас они зарастают чагыром [Artemisia scoparia].
Вода по Узеням до Факеево доходила ежегодно, разливы были обширные. По островам между ериками люди разводили сады, огороды и цветники. Помидоры начали сажать только в конце 19 века, они сразу же стали давать обширные урожаи. Всегда хорошо удавались бахчевые культуры: арбузы, дыни, огурцы и тыквы. Тыквы использовались даже как посуда, были среди них и кувшинообразные формы. Неплохой урожай давал яблони. Эти сады – садочки был любимым местом гуляния молодежи. Красивые цветники оставались в памяти на многие десятилетия.
В прошлом в Факееве любили устраивать кулачные бои. Семь братьев Пономаревых: Нафанаил (дед Миши, самый младший 1878-1945), Иван (самый старший), Осип, Стахий, Кирилл, Савелий, Протерий славились своими кулачищами – “Лапушки у них были звериные”, - говорил Карташев. И каждая улица рада была их видеть в своих бойцах. А еще братья Пономаревы славились пением. Без хорового пения не обходилось ни одного застолья. Дедушка вспомнил начало песен: “Рын-Пески туманны горы…”, “Тучки-тучки понависли, над морем пал туман…”. Славились пением на все Уральское казачество Свистуновские казаки. Они прекрасно пели: “На краю Руси обширной…”, “Спит аул в дремоте сладкой”.
Места всегда славились обилием рыбы: сазанами, щуками, осетровыми, сомами. Некоторые из них достигали длины несколько метров. Ее вялили, солили, вываривали рыбий жир, пекли пироги, делали котлеты. Зимой по санному пути приходили обозы с мордвой. Они привозили мебель, полотно, а увозили рыбу. “Мордва, чуваш – народ не наш” – говаривали казаки, но с удовольствием меняли рыбу на привозимые товары. Обозы эти были из многих подвод с хорошей охраной, так как на них нападали иногда разбойники. Рыбы было много и в середине 20 века, все сами плети сети и дедушка Карташев этим занимался. “Лови – не ленись, будешь с рыбой”, - говаривал он.
Мы не раз высылали ему из Москвы черную нитку №10 для плетения сетей. Он обязательно высылал десять рублей и писал: “Кириллу (см.сноску) на манну кашу”. Почему-то он запрещал говорить “спасибо”, объясняя это тем, что так говорят мусульмане – “Спаси АБА”. А православные должны говорить – “благодарю”.
Дедушка Карташёв был очень разборчив в пище и старался не есть с нами, как и все старообрядцы. Когда он колол курицу, то долго спускал с нее кровь, так как считал, что только бескровное мясо съедобно.
Он уговаривал нас остаться в Факееве, предлагая дом со всем его содержимым.
Картографируя в масштабе 1:25000 эти места, мы нигде не видели следов садов, пашен и летних домов. У Маштексая, где были в прошлом особенно примечательные сады, заметны были только сухие рытвины, по которым протекали весенние воды. От колхозных дел видны были только квадраты площадью сотни метров, окопанные глубокими канавами. Эти площади отличались обилием итцегека – поташника, зеленые побеги которого выделялись издали среди серой полыни.
На современных картах здесь не отмечено ни поселений, ни дорог.

Сноска: Кирилл Михайлович Сереберцев – первенец М.Я.Сереберцева и В.И.Турманиной годы жизни: 4.07.1956-4.05.2004



Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 71 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]


постоянный участник


Сообщение: 840
Зарегистрирован: 04.10.15
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.03.19 17:07. Заголовок: Pavel пишет: После ..


Pavel пишет:

 цитата:
После бегства калмык, на пустующие земли стали закочевывать киргизы, с 1787 года им разрешили перегонять через Урал скот, в зимнее время.


С киргизами, более менее понятно, поэтому хотелось бы прояснить ситуацию с Калмыками, которые соседствовали с яицкими казаками с начала 17 века и до 1771 года. Прямых свидетельств существования кордона в Рын - песках нет. Может удастся собрать косвенные свидетельства: предания, воспоминания и т. д.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 736
Зарегистрирован: 21.05.10
Откуда: Россия., г. Тольятти.
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.03.19 17:33. Заголовок: Pavel пишет: Команд..


Pavel пишет:

 цитата:
Командовал кордонной стражей в 1798 году, старшина Бородин. Главным считался пост "Калмыцкая переправа" (перелаз), не далеко от устья Малого Узеня. Офицер, по логике, должен был проживать на главном посту, возможно он и основал хутор Бородин.



"..Бородин поселок заселен казаками Уральского войска. Первым переселенцем был сотник Уральского войска Фока Никифорович Бородин. По словам старожилов казаков Бородин на месте поселка завел сначала хутор около тридцатых годов прошедшего столетия. Бородин был в то время командирован войсковым начальством с несколькими казаками для следования с топографом, который проводил пограничную линию между Уральской областью и смежными губерниями: Самарской и Астраханской. Местность Бородина поселка граничит с Астраханской губер."..(Из очерка священника Истифеева,1907г)

Дата основания поселка указана не правильно...

Вы еще полюбите эту степь.нигде более в России природа не красуется так,как здесь В.И.Даль.1832г. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 841
Зарегистрирован: 04.10.15
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.03.19 17:35. Заголовок: Ефимия пишет: Истор..


Ефимия пишет:

 цитата:
История грустная..очень хоть плачь..


Не менее грустная история и здесь:

https://www.proza.ru/2015/07/30/1533

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 314
Зарегистрирован: 24.03.13
Откуда: Казахстан, Переметное
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.03.19 17:36. Заголовок: Калёновец пишет: К..


Калёновец пишет:
[quote]` Калёновец пишет:

 цитата:
Может удастся собрать косвенные свидетельства: предания, воспоминания и т. д.

Симон Палас был в этих краях в 1773г, но ни каких казачьих хуторов, пикетов и форпостов он там не видел.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 842
Зарегистрирован: 04.10.15
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.03.19 17:39. Заголовок: Pavel пишет: Симон ..


Pavel пишет:

 цитата:
Симон Палас был в этих краях в 1773г, но ни каких казачьих хуторов, пикетов и форпостов он там не видел.


Сей факт говорит, что после бегства калмыков в 1771 г. их могли снять.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 315
Зарегистрирован: 24.03.13
Откуда: Казахстан, Переметное
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.03.19 17:46. Заголовок: Сей факт говорит о т..


Сей факт говорит о том, что их там не было.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 737
Зарегистрирован: 21.05.10
Откуда: Россия., г. Тольятти.
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.03.19 17:46. Заголовок: Калёновец пишет: Се..


Калёновец пишет:

 цитата:
Сей факт говорит, что после бегства калмыков в 1771 г. их могли снять.


Надо искать рукописную карту петровских времен!
Пришли к тому с чего начали!

Вы еще полюбите эту степь.нигде более в России природа не красуется так,как здесь В.И.Даль.1832г. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 843
Зарегистрирован: 04.10.15
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.03.19 17:59. Заголовок: Pavel пишет: Сей фа..


Pavel пишет:

 цитата:
Сей факт говорит о том, что их там не было.


Петер Симон Паллас путешествовал от Яицкого городка до Гурьева вдоль реки Яик (Урал), изучая флору и фауну, а оттуда степью добрался до Уфы, и писал свои записки. Так, что на кордонной линии, отстоящей от Урала на 120 км, он мог и не быть. Его интересовали животные и растения Прикаспийской низменности, а не история казачьих кордонов. Кстати, путешествовал он в 1768 - 1770 гг., ещё до бегства калмыков.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 844
Зарегистрирован: 04.10.15
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.19 08:12. Заголовок: В статье "Кое чт..


В статье "Кое что о службе наших уральских казаков в прежние годы" (УВВ № 39, 1871) прочитал:

"1) В 737 году приказано иметь разъезды вверх и вниз по Яику по 100 человек в каждую сторону.
3) Для преследования калмыцкого владельца Бая 650 казаков.
6) Для охранения калмыцких улусов 1000 каз."

Таким образом, яицкие казаки защищали свои границы не только от киргиз - кайсаков, но и от калмыков.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 739
Зарегистрирован: 21.05.10
Откуда: Россия., г. Тольятти.
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.19 08:21. Заголовок: Это ценно! Имеется в..


Это ценно! Имеется в виду 1737 год!!.

Вы еще полюбите эту степь.нигде более в России природа не красуется так,как здесь В.И.Даль.1832г. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 845
Зарегистрирован: 04.10.15
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.03.19 10:12. Заголовок: Ефимия пишет: Это ц..


Ефимия пишет:

 цитата:
Это ценно! Имеется в виду 1737 год!!.


Вероятно, потому что последняя запись датирована 1744 годом.
В статье Ю. Костенко "Бегство калмык в 1771 году" (УВВ № 5, 1869) говорится,
что калмыки в конце 1770 года начали скапливаться около Узеней, а затем двинулись
всей массой на восток. Яицкие казаки ближайших форпостов попрятались в крепостях:
Калмыковской и Яицкой. Когда людская масса в 160 тысяч движется, то вряд ли что уцелеет на её пути.
Вероятно, форпосты на Узенях были разграблены и разрушены калмыками. Из переписи 1773 г. видно,
что многие служивые калмыки бежали в Джунгарию. Возможно, они и составляли большинство казаков
на кордонной линии. К сожалению, более точных сведений об этом бегстве не сохранилось.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 71 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  1 час. Хитов сегодня: 56
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет